Закон как источник права

Закон как источник права

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой, другие (подзаконные) нормативные правовые акты по общему правилу должны соответствовать закон. Среди законов выделяют: основные — Конституции и аналогичные, имеющие высшую юридическую силу; конституционные — принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения и имеющие повышенную юридическую силу; кодифицированные — сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений; текущие — принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т.

е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом»

.

Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т.

Такое различие форм нормативно-правовых актов, принимаемых государственными органами, обусловлено, с одной стороны, различиями в содержании вопросов, разрешаемых данным органом по разнообразным аспектам социального обеспечения, а также по степени важности принятого решения, направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области социального обеспечения, с другой — различиями в процедуре принятия анализируемых нормативно-правовых актов, с третьей стороны — различиями в их юридической природе. Органы, издающие нормативно-правовые акты, указывают на их общественную, политическую и социальную значимость и юридическую силу. Так, право граждан на пенсию установлено Законом «О пенсионном обеспечении».

Право граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца закреплено в ст.

В целом источник права — это средство существования и проявления правовых норм как определенных установок в поведении людей, которые характеризуются властностью и поддерживаются государственным принуждением.

Источники права неотделимы от понятия юридической нормы.

Они являются формой выражения правовых норм.

Источники права всегда есть более или менее определены.

В древнерусском государстве были распространены обычное право, договоры Руси с Византией, княжеское законодательство, каноническое (церковная) законодательство, Русская Правда. Среди них доминировали нормы, возникшие на основе обычаев. В летописях и сообщениях зарубежных авторов содержатся данные о обычаи восточных славян еще до образования Киевской Руси.

Они регулировали порядок осуществления кровной мести, проведение некоторых процессуальных действий (присяга, ордалії, оценка показаний свидетелей и др.).

Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст.

56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст.

70); назначение и проведение референдумов (ст.